Плакунов Ф. М. История на банкнотах США, 2015

Плакунов Ф. М.
История на банкнотах США
. — СПб.: Академия исследований культуры, 2015. — 217 с.
ISBN 978-5-94396-192-2
В книге рассмотрена история североамериканского континента, начиная с Христофора Колумба и открытия Америки, заканчивая президентом Вудро Вильсоном и выходом США на уровень ведущей мировой державы. Особенностью данной монографии является не столько собственно исторический подход, сколько оригинальное объединение истории и бонистики, благодаря которому изображения купюр вплетены в исторический текст. Подача материала такова, что банкноты рассматриваются как документы, свидетельствующие об оценке соотечественниками некоторых событий и о роли в них общественных деятелей, которым посвящено изображение на боне. Иными словами, банкноты представлены как документы, на основе которых автор выстраивает собственное историческое повествование. Книга будет интересна как специалистам – историкам, бонистам, так и самому широкому кругу читателей.
УДК 737.116:94(73)
ББК 63.2:63.3(7Сое)
П37

© Ф. М. Плакунов, 2015
© Академия исследований культуры, 2015

Предисловие
(рецензия на книгу Ф. М. Плакунова «История на банкнотах США»)


Книга Ф. М. Плакунова актуальна своей уникальностью. И это — не преувеличение.
Бумажные денежные знаки США интересны не только как собственно деньги, но пользуются обоснованным интересом всех увлечённых бонистикой. Отчасти это связано с дизайном купюр. Банкноты красивы, и с этим взглядом согласны многие центральные банки различных стран. Например, доллар Тринидада и Тобаго повторяет дизайн доллара США, но вместо портрета президента по центру помещён герб. Дизайн купюры доминиканского песо тождественен дизайну доллара США (впрочем, в Доминиканской республике даже символом валюты избрали перечёркнутую литеру S).
Банкноты представляют интерес для любого увлеченного бонистикой. История не осталась без внимания историка. Автор смог сделать историю интересной для бониста, а купюры — интересными для историка. Автор пишет: «Американские боны послужили не только иллюстрациями к книге, но и историческими ориентирами, опираясь на которые и выстраивалось повествование». Таким образом, автор не только разъясняет, чей портрет мы видим на той или иной боне, но и, рассмотрев боны, выпущенные на территории США, подобрал иллюстрации для исторической книги. Особенностью данной монографии является не столько собственно исторический подход, сколько оригинальное объединение бонистики и историцизма, благодаря которому изображения купюр вплетены в исторический текст. Подача материала такова, что банкноты рассматриваются не просто как предметы коллекционирования, сколько как документы, свидетельствующие об оценке соотечественниками некоторых событий и о роли в них некоторых общественных деятелей, которым посвящено изображение на боне. Иными словами, банкноты представлены как документы, на основе которых автор выстраивает собственное историческое повествование.
Вместе с тем, монография является серьёзным историческим исследованием, выполненным с глубоким знанием истории США. Очевидно, многие сведения почерпнуты из биографической и исторической литературы, но переосмыслены, изложены на основании изображений на бонах, как на графических документах, свидетельствующих о признании исторической роли тех или иных участников событий. Автор не только опирается на изображения, но и описывает деятельность тех общественных деятелей, чьи заслуги не увековечены на бонах, но видятся автору существенными и важными. Представленные биографические сведения позволяют согласиться с подходом автора. Вместе с тем, трудно не согласиться с предложенной автором структурой монографии: изображения великолепно дополняют текст. Из-за обилия выпущенных в США банкнот предложенные иллюстрации не только дополняют текст, но и позволяют создать целостный текст, связующим стержнем которого являются именно портреты и гравюры на бонах.
Структура работы определена самой авторской концепцией: «Это книга не о бонах или деньгах, это историческая иллюстрированная книга, где описание тех или иных событий и их участников не только текстовое, но и графическое». Ознакомив читателя с банкнотами, находящимися сейчас в ходу, далее автор размещает боны в соответствии с хронологией изображенных событий и персоналий, начиная с Христофора Колумба и открытия Америки, заканчивая президентом Вудро Вильсоном и становлением США как сильнейшей мировой державы.
Некоторое своеобразие есть и в том, что автор не выделяет историю КША во что-то отдельное от истории США и рассматривает требование независимости Южных штатов как попытку второй сецессии. Хотя банкноты КША не признаны правительством США, автор помещает их изображения как равномощные исторические документы, и они изумительно вписываются в концепцию книги.
Условно книгу можно разделить на 9 частей. В первой части рассматриваются банкноты, находящиеся в ходу в настоящее время. Даются общие сведения, касающиеся изображений и портретов. Во второй части представлены боны, изображения на которых посвящены периоду колонизации. В третьей части автор приводит рассуждения и сведения о названии и символе североамериканского доллара. Четвёртая часть книги посвящена провозглашению независимости и событиям войны за независимость, признанию новой страны и её истории до принятия новой конституции (вероятно, эта тема особенно занимает автора, так как эта часть книги более подробна). Пятая часть посвящена периоду, портреты деятелей которого наиболее часто изображают на североамериканских бонах — начиная с первого президента США по конституции 1789 года и заканчивая последним президентом аристократического востока, Джоном Куинси Адамсом. Следующую, условно шестую, часть автор посвящает Эндрю Джексону и Эре свободных банков, инициированной Джексоном. Эта часть окрашена в очевидно неприязненное отношение автора к «демократам Джексона». Заканчивает автор эту часть помещением боны КША с портретом Джексона, чем обеспечивает некоторую связь со следующей, седьмой частью, посвящённой новой Конфедерации южных Штатов Америки. Восьмая часть посвящена окончанию Эры свободных банков, выпуску правительством США единой валюты, убийству Линкольна и начатой Грантом реконструкции. В девятой части рассматривается период превращения США в мировую державу, её внешняя политика, благодаря которой уже в начале XX века Вудро Вильсон пробовал создать первую наднациональную международную организацию. Поскольку хронологически Вудро Вильсон последний, чей портрет изображён на североамериканских банкнотах, самой крупной боной в истории США автор и заканчивает исторический экскурс. Подробно проанализированы события, связанные с объявлением независимости североамериканскими колониями. Это понятно, так как этим событиям и их участникам посвящено наибольшее число изображений на североамериканских бонах. На четырёх из пяти современных банкнот, находящихся в ходу — портреты общественных деятелей времён становления независимой нации. На современной двухдолларовой банкноте изображён момент представления Декларации независимости конгрессу — то, что автор называет первой сецессией. Тем более интересно сравнение, проводимое автором, между первой сецессией и второй сецессией южных штатов. Причём в обоих случаях повествование опирается на изображения и портреты на бонах.
Помимо пояснения, чем именно прославился тот или иной общественный деятель, автор рассказывает и о менее известных событиях и персонажах истории. Не обошёл вниманием автор и тех политиков, кто, по его мнению, оказали значительное влияние на развитие событий и на дальнейшую историю США, но по какой-либо причине не были отмечены на таких исторических документах, как банкноты. Оказалось, что историческое исследование, основанное на изображениях на бонах, может получиться весьма красочным и познавательным. Публикация его вместе с изображениями банкнот может стать настоящим подарком для всех интересующихся бонистикой или историей.

Заместитель ответственного редактора журнала «Вестник СПбГУ,
серия “Экономика”», доцент кафедры мировой экономики СПбГУ,
кандидат экономических наук
В. В. Лукашевич.
21.01.2015




Оглавление


Предисловие (рецензия на книгу Ф. М. Плакунова
«История на банкнотах США») ...... I
Введение ....... IV
1. Современные банкноты ........ 1
2. Колонизация ........ 18
3. Символ доллара........ 30
4. Первая сецессия ......... 37
5. Федерализация ....... 74
6. Эра свободных банков ....... 110
7. Вторая сецессия ......... 136
8. Окончание Эры свободных банков, реконструкция ......... 154
9. После реконструкции ........ 193

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru google.com bobrdobr.ru
Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)